Славянофилы и отмена крепостного прпва

Славянофилы и отмена крепостного прпва


Подчеркивая, что феодальный произвол основан на «презрении к человечеству», Грановский считал общей целью исторического развития (и критерием прогресса) создание нравственной и образованной личности, а также общества, соответствующего потребностям такой личности*. Видным западником был историк и правовед Константин Дмитриевич Кавелин (1818—1885). Следуя мысли Гегеля о том, что в основе развития германских племен лежало «личностное начало», определившее всю послеантичную историю Западной Европы, Кавелин доказывал, что в истории русского права личность всегда поглощалась семьей, общиной, а позже государством и церковью.

Русский народ существует как единое целое лишь постольку, поскольку сохраняет верность самодержавию и подчиняется отеческому попечению православной церкви. Любое выступление против самодержавия, любая критика церкви трактовались им, как действия, направленные против коренных народных интересов. Уваров доказывал, что просвещение может быть не только источником зла, революционных потрясений, как это случилось в Западной Европе, а может превратиться в элемент охранительный — к чему следует стремиться в России.

Западники и славянофилы (сравнительная таблица)


У западников и славянофилов действительно было много общего, их позиции по некоторым вопросам сходились. Вообще тема довольно сложная, но подробное изложение в виде таблицы помогает полностью усвоить материал и понять отличия между этими двумя направлениями. Мне кажется, что в современных условиях, учитывая сложившуюся внешнеполитическую обстановку, спор западников и славянофилов сейчас очень актуален.

Отмена крепостного права в России


Но развитие сдерживается феодальной надстройкой, поэтому нужно было ее уничтожить. Другой объективной причиной было то, что в России имели место значительные социальные изменения. Появились два новых класса: пролетариат и буржуазия. Социальные преграды придерживали формирование данных классов, так как социальная общественная структура не давала возможность самореализации для этих классов. Другим поводом для отмены крепостного права было поражение Российской империи в Крымской войне.

История славянофильства и западничества в России


Впервые слово «славянофил» использовал в ироническом смысле для обозначения определенного общественного типа поэт Константин Батюшков. Термин «западничество» впервые встречается в русской культуре в 40-х гг. XIX в. в частности, в «Воспоминаниях» Ивана Панаева. Он стал часто употребляться после разрыва Аксакова с Белинским в 1840 г. У истоков славянофильства стоял архимандрит Гавриил (Василий Воскресенский).

Отмена крепостного права (1861 г


В 1857 г. ликвидировал военные поселения и приостановил на три года рекрутские наборы. С началом его правления оживилась общественная жизнь. В стране постепенно стал вытесняться страх — признак николаевского времени. Мирный договор, заключенный в Париже в 1856 г. подвел черту «николаевской политике». Поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг. породило в обществе мысль о необходимости перемен. Поэтому главной целью внутренней политики правительства было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени.

История России XIX–XX вв


Идея подлинной народности не могла строиться на угнетении личности. Своеобразной реакцией общества на лицемерную народность идеологии самодержавия было течение славянофилов, сложившееся в 30-40-х гг. Оно базировалось на признании самобытности русского народа и устойчивых традиций народной культуры. Течение славянофилов не имело своей организации и общей программы. Их взгляды специально не согласовывались, нередко противоречили между собой, но одновременно имели ярко выраженную общность, в основе которой лежали глубокое изучение русской и славянской культур и резкая критика самодержавно-крепостнической системы российского государства. Течение славянофильства было немногочисленным, но оставило весьма заметный след в русской общественной мысли главным образом благодаря участию в нем таких известных литераторов и ученых, как А.С.

По окончании Крымской войны показали себя многие внутренние недостатки Российского государства. Необходимы были перемены, и страна с нетерпением ждала их. Война нелепо намекала на несовершенство крепостнической системы: как в экономическом, так и в политическом отношении и оказала огромное влияние на политику правительства внутри государства. Существует несколько точек зрения относительно причин, по которым самодержавие пошло на отмену крепостного права в России.

По праву первым утопистом можно считать Томаса Мора, который в 1506 году в Англии написал книгу «Остров Утопия». Описывая в ней идеальное общество на некоем острове Т. Мор, критиковал, тогдашние устройство Англии. Этот произведение было больше художественным, чем философским трудом. Все утопические движения, как ранние, так и поздние сводились к одной истине, изменения общественного строя не насильственным путем.

В этих условиях сформировались такие идеологические течения, как «официальная народность» (М.П. Погодин, С.П. Швырев), «славянофилы» (И.В. и П.В. Киреевские, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков и др.), «западники» (В.П. Боткин, Т.Н. Грановский). В рядах «западников» очень скоро выделилась группа революционных демократов (Белинский, Герцен). Каждое течение стремилось к изданию своих печатных органов ради изложения программных положений.
Рекомендуем прочесть:  Вознаграждение правлению снт

17 марта 1861 года, в Прощеное воскресенье, в Успенском соборе Кремля после литургии впервые был обнародован Манифест об отмене крепостного права


Только после неудач Крымской войны, когда стало наглядным техническое отставание России от ведущих стран Запада, вопрос об отмене крепостного права окончательно перешел в практическую плоскость.

Ведь личная зависимость 37% всего населения России препятствовала и экономическим, и военным реформам нового императора Александра II. «Секретный комитет по крестьянскому делу» был создан царем еще в 1857 году.

Альтернативные варианты отмены крепостного права и расстановка сил


и 1842 г. о вольных хлебопашцах н обязанных крестьянах. Однако в новых общественно-политических условиях наступившей оттепели и всеобщего ожидания перемен этот рецидив реакции был вскоре преодолен. Первый документ, с которого принято начинать историю отмены крепостного права, — рескрипт 20 ноября 1857 г. виленскому генерал- губернатору В. И. Назимову — не содержит даже следов этого первоначального плана Секретного комитета.